Основные моменты при создании сценариев на JavaScript
Для начала необходимо разобраться с понятием объектно-ориентированного событийного программирования, поэтому, не углубляясь в дебри, определим для себя следующее.
Любая программа, а в нашем случае сайт, как инструкция браузеру состоит из программных объектов: страницы, таблицы, рисунка и т. д.
Программный объект, в свою очередь, обладает свойствами: имеет размер, цвет и пр., что отражается в описывающих его значениях переменных.
Помимо свойств программный объект имеет еще и методы, определяющие то или иное его поведение и меняющие значения свойств, например изменение размеров окна, цвета текста, перемещение над объектом указателя мыши и т. д. Таким образом, свойства и методы объекта объединены вместе -- это называется инкапсуляцией, то есть методы как бы окружают свойства объектов, не позволяя изменять их напрямую, а только через использование самих методов.
И наконец, событие - это какое-то сообщение программному объекту, что необходимо изменить с помощью определенных методов значения переменных в теле объекта, чтобы изменились его некоторые свойства. Приведу пример: обычно указатель мыши имеет вид стрелки, но при перемещении на область ввода текста (текстовые поля) он принимает вид текстового курсора. Иначе говоря, при совершении события - перемещении указателя в определенную область экрана - были задействованы определенные методы, которые изменили свойства объекта «указатель», изменив его внешний вид.
Из приведенной информации необходимо попять следующее: при построении в теле веб-страницы программных объектов нужно описывать дополнительные инструкции для конкретных объектов и их поведения. Это могут быть размеры, цвет и форма самих страниц или их областей, поведение указателя мыши в определенных частях объекта или за его пределами, формирование каких-либо опросов на основе форм и организации процедур их обработки.
Язык JavaScript чувствителен к регистру, значит, при написании кода страницы этому нужно уделить повышенное внимание, так как строчные и прописные буквы алфавита считаются разными символами.
Конструкции JavaScript - это набор операторов языка в теле страницы, последовательно обрабатываемых встроенным в браузер интерпретатором. Операторы, в свою очередь, могут располагаться в одной строке - при этом они должны разделяться точкой с запятой (;) - либо отдельно на каждой строке по одному оператору - в этом случае наличие ; необязательно, но желательно, так как облегчает чтение кода сценария для пользователя.
Текстовое содержимое - так называемые строковые литералы - должно быть размещено на одной строке либо разбито на несколько строк. Во втором случае для объединения текста используют операцию объединения (конкатенации) нескольких строк в одну.
Символом // обозначаются комментарии к коду, которые игнорируются интерпретатором в ходе выполнения сценария. В случае многострочных комментариев используют символы / * и * /, то есть комментарий выглядит так: /* комментарии */.
Возможны следующие способы размещения сценариев на вебстранице:
Использование тега <script>тело сценария </script >. Это парный тег-контейнер, внутри которого и расположено само тело сценария. Применение такой методики встраивания сценария в любое место вебстраницы допустимо, только если вы не используете какие-либо глобальные переменные. В ином случае их необходимо описать в разделе <head> веб-страницы, ведь браузер интерпретирует страницу сверху вниз. В том же разделе <head> следует описывать процедуры и функции обработки форм или других данных.
Использование отдельного файла с кодом сценария JavaScript. Для этого в теге <script> указывают параметр src, связывающий ссылку на сценарий с внешним файлом, содержащим программный код сценария. Значением параметра является полный или относительный URL файла с телом сценария, например <script srs=http: //.../... /file. js</script>. При этом файл, содержащий тело сценария, должен иметь расширение .js и не должен содержать HTML-тегов.
Непосредственное размещение элементов языка JavaScript в параметрах тегов HTML. Иными словами, переменные и выражения языка используются в качестве параметров тегов на веб-страницах.
Итак, с лирикой покончено и пора переходить к практике. В силу того что книга имеет ограниченный объем и достаточно обзорный характер, полную спецификацию языка JavaScript при необходимости проще найти в Сети. Главная же задача главы - на примерах научиться читать и использовать уже существующие сценарии.
← Простейшие сценарии JavaScript | Редактор Notepad++ → |
---|